Что является обязательными компонентами любого вируса

Царство Предклеточные. Вирусы – РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Что является обязательными компонентами любого вируса

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности

Общие указания. В переводе на русский язык «вирус» означает яд. Открыты вирусы в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским на объекте «вирус табачной мозаики». Они представляют собой переходную группу между живой и неживой природой.

Вирус состоит из генетического материала — молекулы ДНК или РНК, покрытого белковой оболочкой — капсидом; у некоторых встречается липопротеидная мембрана и аппарат прикрепления. Вирусы наносят огромный вред, вызывая болезни растений (вирус табачной мозаики, мозаики огурцов, желтухи свеклы, бронзовости томатов и др.). Животных и человека поражают около 300 форм вирусов.

Такие болезни человека, как грипп, полиомиелит, корь, оспа, вызываются вирусами. Группа вирусов, поражающих бактерии, называется бактериофагами (пожиратели бактерий); они открыты в 1915 г. Ф. Туортом. Эти вирусы, обитающие в кишечнике человека и животных, полезны, так как поражают бактерии, вызывающие дизентерию. Их применяли для лечения брюшного тифа, холеры.

Вред, приносимый вирусами, заключается в том, что их генетический материал — ДНК или РНК, попав в клетку организма-хозяи- на, начинает синтезировать собственные иРНК и белки. Все структуры клетки-хозяина подавляются, а размножившийся вирус переходит в соседние клетки, что приводит к развитию заболевания.

Однако если организм обладает хорошим иммунитетом, то он способен бороться с вирусами, начиная с момента проникновения их через клеточную мембрану (плазмалемму) или путем защитной реакции (образование интерферона).

Задание 14

• Повторить учебный материал.

• Выполнить контрольную работу № 22.

• Проанализировать схему 25 и таблицу 55.

• По словарю (с. 350) проверить свои знания.

Контрольная работа № 22

1. Вирусы — это (примитивные бактерии; доклеточные формы жизни; древнейшие эукариоты).

2. Обязательными компонентами любого вируса являются (нуклеиновые кислоты, липиды, полисахариды, белки).

3. Вирусы размножаются (самостоятельно вне клетки хозяина, только в клетке хозяина, обоими способами).

4. Инфекционным началом вируса является (белок его капсида, ферменты, нуклеиновая кислота, липидная мембрана).

5. Любой вирус содержит (только ДНК, только РНК, нуклеиновую кислоту одного из двух типов, нуклеиновые кислоты обоих типов одновременно).

6. Синтез вирусного белка осуществляется (на рибосомах клетки, на собственных рибосомах вируса).

7. Вирусами вызываются следующие болезни человека (корь, грипп, ангина, сибирская язва, краснуха, чума, холера, СПИД, дифтерия, бешенство).

Схема 25

Отличие вирусов от клетки:

— вирусы никогда не размножаются делением;

— в своем составе вирусы имеют только один тип нуклеиновой кислоты (либо только ДНК, либо только РНК);

— вирусы никогда не размножаются вне клетки хозяина.

Стадии размножения (репродукции) вирусов

1. Адсорбция — процесс прикрепления вирусных частиц к поверхности клетки.

2. Инъекция — проникновение вирусной частицы в клетку и высвобождение вирусной нуклеиновой кислоты из белкового капсида (у бактериофагов — введение в клетку вирусной нуклеиновой кислоты).

3. Репликация молекул вирусной нуклеиновой кислоты — происходит за счет нуклеотидов, содержащихся в клетке.

4. Синтез вирусных белков (белков капсида и ферментов) — происходит на рибосомах клетки.

5. Сборка вирусных частиц — осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных нуклеиновых кислот и вирусных белков.

6. Выход вирусных частиц из пораженной клетки. У бактерий часто сопровождается лизисом (разрушением) клетки, у эукариот происходит путем выпячивания оболочки клетки и «выталкивания» вирусных частиц в окружающую среду.

Новые частицы вируса, очутившись в окружающей среде, заражают новые клетки, и цикл развития вируса повторяется снова.

Таблица 55. Болезни, опасные для человека

Вызываемые вирусамиВызываемые бактериями
БешенствоВетряная оспаГепатитГриппКорьКраснухаНекоторые злокачественные (раковые) опухоли (ретро- и аденовирусные)ОспаОстрые респираторные заболевания (аденовирусные)Паротит (свинка)ПолиомиелитСПИДЭнцефалитЯщурБрюшной тифБутулизмГазовая гангренаДизентерияДифтерияКоклюшПневмонияСибирская язваСтолбнякТуберкулезТуляремияХолераЧума

Источник: https://compendium.su/biology/directory/14.html

Обязательными компонентами любого вируса являются

Что является обязательными компонентами любого вируса

Цель:

1.формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования.

Задачи:

Образовательная:

  1. Систематизировать фактические знания о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования.

  2. Показать роль вирусов в природе и жизни человека; о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа.

Развивающаяся:

  1. развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

  2. развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию;

  3. вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу;

  4. развивать логическое мышление, интерес к предмету биология ;

  5. развивать образное мышление;

  6. уметь отстаивать свою точку зрения.

  7. вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

Воспитательная:

  • формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, как высшей ценности человеческой жизни.

  • Воспитывать требовательность к себе, настойчивость, артистические качества.

Тип урока: изучение нового материала

План урока

№№ п/п

Этапы урока

Время,

мин

1

Организационный момент

2

2

Актуализация знаний — стадия вызова

10

3

Изучение нового материала-стадия осмысления

23

4

Стадия рефлексии

5

Итого

40

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • проверка готовности к уроку, определение отсутствующих;

  • создание позитивного психологического настроя на работу;

  • организация внимания учащихся;

  • раскрытие общих целей и плана проведения урока.

  1. Актуализация знаний — стадия вызова

Фронтальная беседа по вопросам:

Учитель:

1 . Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

2. Что вы знаете о вирусах?

3. Что бы хотели узнать об этой форме жизни?

Ученики : отвечают на вопросы, высказывают свои версии.

(Используя приём опережающего домаш­него задания к этому уроку: учащиеся должны заранее со­ставить дома синквейн по теме «Вирусы», а также познакомиться с актуальной пробле­мой — о возможных последствиях глобаль­ной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа)

Ученики: зачитыва­ют примеры синквейнов, которые звучат, например, так:

Вирус

Опасный, коварный

Пугает, заражает, уничтожает

Необъяснимая загадка природы

Враг

Ученик: записывает несколько синквейнов на интерактивной доске.

Учитель: и так, тема нашего урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Учитель: Скажите, ребята, вирусы — это живая или неживая субстанция? Ученики: рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

Учитель: дополняет, корректирует. Если живой считать структуру, имеющую ге­нетический материал (ДНК или РНК) и способную воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, имеющую клеточное строение, то ответ должен быть отрица­тельным.

Также вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки хозяина.

Они находятся на самой границе между живым и неживым, что еще раз напо­минает нам о существовании непрерывного спектра все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и заканчивается сложнейшими за­мкнутыми системами клеток.

Учитель: Ребята, какие Вы можете назвать гипотезы происхождения вирусов.

Ученики:называют гипотезы происхождения вирусов, рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

Учитель: Происхождение вирусов пока не ясно.

Но большинство ученых предполагают, что вирусы произош­ли от клеточных структур, вследствие утраты ими всего, без чего «можно обойтись» при паразитичес­ком образе жизни, оставив только наследственный аппарат в виде нуклеиновой кислоты и защитную белковую оболочку. Таким образом, вирусы не могут рассматриваться как примитивные предшественники клеточных организмов.

Учитель: А какое строение имеют вирусы?

Ученики: высказывают свою точку зрения.

Учитель: объясняет, дополняет или корректирует ответы учащихся, используя слайды: №7.№8.

14 Формы вирусов.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний. Например, у растений это мозаичная болезнь та­бака, томатов, огурцов, скручивание листьев кар­тофеля.

Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов также обусловлено вирусом, а цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекцион­ную анемию лошадей и др.

К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенс­тво, СПИД и др.

3-й этап «Стадия рефлексии»

Учитель: на предыдущих уроках мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни.

Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, рассмотрим гипотезы происхождения вирусов, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.

(1-ый слайд, далее 2-ой и 3-ий).

ВИРУСОЛОГ — 1 приготовил доклад о механизмах проникновения вируса в клетку и этапах инфекционного процесса, о происхождении вирусов.

« Вирусы — интересный и необычный объект для исследований. Они относятся к живой природе, т. к. обладают свойствами живого, а именно – могут размножаться. Но вне организма хозяина вирус не активен и напоми- нает объект неживой природы.

Специальные белки на поверхности вируса «узнают» рецептор на поверхнос-

ти клетки происходит связывание. Участок поверхности клетки, к которому

присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль.

Вакуоль сливается с другими вакуолями или с ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки. Рецепторный механизм проникновения вируса в клетку обеспечивает специфичность инфекционного процесса. Так, вирус

гепатита проникает исключительно в клетки печени, вирус гриппа – клетки

эпителия слизистой верхних дыхательных путей.»

ВИРУСОЛОГ – 2 :

«Инфекционный процесс начинается, когда проникшие в клетку вирусы начинают размножаться, т. е. происходит редупликация вирусного генома и самосборка капсида.

Накопившиеся вирусы разрывают оболочку клетки и выходят наружу. Клетка при этом погибает. Другие вирусы выделяются способом, напоминающим почкование. При этом клетка долго сохраняет свою жизнеспособность.

Предполагают, что вирусы – это обособивши-

еся генетические элементы клеток, эволюционировавшие вместе с клеточными формами жизни. Вирусы поражают клетки животных и расте-

ний. Паразиты бактерий называются бактериофагами».

Источник: https://autohelppro.ru/objazatelnymi-komponentami-ljubogo-virusa-javljajutsja/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.