С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ

С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ жизни?

С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

МОДУЛЬ 1

1. Термин экология впервые ввел в науку:

1) Ю.П. Одум;

2) В.И. Вернадский;

3) Э. Геккель;

4) К.Ф. Рулье.

Какой из методов экологических исследований является основным, позволяет исследователю по возможности, не вмешиваясь в естественный ход событий, судить об истинном характере изучаемого явления?

1) эксперимент;

2) моделирование;

3) наблюдение в искусственных условиях;

4) наблюдение в естественных условиях.

3. Раздел экологии, изучающий взаимоотношение особей (организмов) с окружающей средой называется:

1) демэкология;

2) аутэкология;

3) общая экология;

4) синэкология.

4.Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем называется:

1) медицинская экология;

2) общая экология;

3) аутэкология;

4) синэкология.

5. Наука, изучающая ареалы видов растений или других таксонов, называется:

1) систематикой;

2) географией;

3) экологией;

4) фитохорологией.

6. Синтаксоника – это наука, изучающая ____ растительных сообществ:

1) фенологию;

2) географию;

3) классификацию;

4) экологию.

7. Наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, называется…

1) экологией;

2) биогеографией;

3) геоэкологией;

4) биологией.

8. Такие экологические факторы, как свет, влага, давление, температура, движение воздуха, называются…

1) климатическими;

2) почвенными;

3) орографическими;

4) химическими.

9. Закон, согласно которому лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину выносливости организма к данному фактору, называют законом…

1) толерантности Шелфорда;

2) ноосферы Вернадского;

3) минимума Либиха;

4) экологии Коммонера.

10. Примером природной сукцессии является «старение» озерных экосистем, которое выражается в зарастании озер растениями от берегов к центру, этот процесс называется…

1) эвтрофикацией;

2) флуктуацией;

3) деградацией;

4) интеграцией.

11. Любая наземная экосистема включает ________и_______компоненты.

1) биотический;

2) абиотический;

3) антропогенный;

4) техногенный.

12. К морфологическим адаптациям можно отнести…

1) особенности строения организма;

2) изменение формы тела;

3) усиление потоотделения;

4) создание животными убежищ.

13. Какая из экологических групп животных обладает способностью поддерживать температуру тела постоянной вне зависимости от температуры окружающей среды?:

1) пойкилотермные животные;

2) склерофиты;

3) психрофилы;

4) гигрофилы;

5) гомойотермные животные.

14. В чем суть правила Бергмана?:

1) пустующая экологическая ниша всегда бывает естественно заполнена;

2) у теплокровных животных, подверженных географической изменчивости, размеры тела особей статистически больше у популяций, живущих в более холодных частях ареала вида;

3) уменьшение площади острова в 10 раз сокращает число живущих на нем видов вдвое;

4) продуктивность биосистемы определяется всей совокупностью воздействующих факторов, а не только фактора, имеющегося в минимуме;

5) живое происходит только из живого, между живым и неживым веществом существует непроходимая граница.

15. В чем суть правила Аллена?:

1) филогенез любой группы организмов сопровождается ее разделением на ряд отдельных дочерних стволов, виды которых осваивают различные экологические условия;

2) выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом;

3) два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу;

4) генетическая информация передается от нуклеиновых кислот к белку и никогда не передается в обратном порядке от белка к нуклеиновым кислотам;

5) ареалы близкородственных форм животных обычно занимают смежные территории и существенно не перекрываются.

16. Наиболее богатыми по видовому разнообразию являются флоры _______территории:

1) приполярных;

2) равнинных;

3) горных;

4) тропических.

17. Урожайность, качество корма, пастбищное использование травостоев зависит от _____ изменчивости фитоценозов:

1) возрастной;

2) суточной;

3) разногодичной;

4) сезонной.

Виды растений, обитающие на открытых местах с хорошей освещенностью, называют

1) склерофитами;

2) мезофитами;

3) гелиофитами;

4) изиофитами.

Какой из ниже перечисленных законов говорит о том, что выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей?

1. законом минимума (Либиха);

2. законом оптимума (толерантности, Шелфорда);

3. законом Гаузе (правилом конкурентного исключения);

4. законом максимума.

С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ жизни?

1) водной;

2) наземно-воздушной;

3) почвенной;

4) живой организм.

21. Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:

1) мало света;

2) много света;

3) недостаток кислорода;

4) обилие углекислого газа;

5) низкая плотность;

6) обилие воздуха.

22. Какие факторы среды называются эдафическими?:

1) элементы окружающей среды, способные оказывать прямое или косвенное воздействие на живой организм;

2) свойства земной поверхности, оказывающие экологическое воздействие на ее обитателей;

3) факторы живой природы;

4) химические взаимодействия растений через продукты их обмена веществ;

5) любое условие среды, движущая сила совершающихся процессов, на которые живой организм реагирует приспособительными реакциями.

23. В индикационной геоботанике индикаторами являют(е)тся:

1) растительные сообщества;

2) типы природных тел;

3) структура физико–географической среды;

4) особенности видов.

24. Виды растений, которые выдерживают значительные отклонения от оптимального значения экологического фактора, называются:

1) доминантными;

2) стенобинтными;

3) реликтовыми;

4) эврибионтными.

25. Гомеостаз популяции это:

1) поддержание количественного состава популяции;

2) способность популяции противостоять изменениям и сохранять динамическое постоянство своей структуры и свойств;

3) способность к поддержанию пространственной структуры.

26. Возможности экосистемы в течение длительного времени выдерживать максимальную численность популяции определенного вида, не деградируя и не разрушаясь, называются:

1) биотическим потенциалом;

2) сопротивлением среды;

3) емкостью среды;

4) выживаемостью.

27. Какие сукцессии называются первичными?:

1) те, которые вызваны животными, например, их массовым размножением;

2) те, которые возникают в результате внутреннего развития климакса;

3) те, которые начинаются на любом местообитании под воздействием труда человека;

4) те, которые начинаются на местах разрушенных сообществ, где почва и часть организмов сохранились;

5) те, которые начинаются на лишенных жизни местах – на скалах, обрывах, наносах рек, сыпучих песках и т.п.

28. Если в возрастном спектре ценопопуляции представлены только семена или молодые растения, то она называется:

1) регрессивной;

2) полночленной;

3) нормальной;

4) сенильной;

5) инвазионной.

29. Популяция, которая занимает в составе биогеоценоза определенное положение, называется:

1) жизненной формой;

2) экологической нишей;

3) экотипом;

4) ареалом.

30. Организмы одного вида на одной территории составля­ют:

1) ландшафт;

2) класс;

3) популяцию;

4) род.

31. Отдельные звенья цепей питания называются:

1) пищевой цепью;

2) пищевой сетью;

3) трофическим уровнем;

4) непищевым уровнем.

32. Рост популяции, численность которой не зависит от ее плотности, называют:

1) логистическим;

2) изменчивым;

3) стабильным;

4) экспоненциальным.

33. Аллелопатия является примером:

1) паразитизма;

2) конкуренции;

3) аменсализма;

4) комменсализма.

34. Виды растений, формирующие условия жизни других растений называются:

1) эксплерентами;

2) эдификаторами;

3) патиентами;

4) доминантами.

35. Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется:

1) экосистемой;

2) биоценозом;

3) биотопом;

4) ареалом.

Источник: https://poisk-ru.ru/s13560t2.html

II.3. Среды жизни и адаптации к ним организмов

С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ

Наряду с понятиями «среда», «местообитание», «природная среда», «окружающая среда» широко используется термин «среда жизни». Все разнообразие условий на Земле объединяют в четыре среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (в последнем случае одни организмы являются средой для других).

Среды жизни выделяются обычно по фактору или комплексу факторов, которые никогда не бывают в недостатке. Эти факторы являются средообразующими и обусловливают свойства сред. Рассмотрим кратко присущие названным средам жизни свойства, лимитирующие факторы и адаптации организмов.

Водная среда. Эта среда наиболее однородна среди других. Она мало изменяется в пространстве, здесь нет четких границ между отдельными экосистемами. Амплитуды значений факторов также невелики.

Разница между максимальными и минимальными значениями температуры здесь обычно не превышает 50°С (в наземно-воздушной среде – до 100°С). Среде присуща высокая плот­ность. Для океанических вод она равна 1,3 г/см3, для пресных – близка к единице.

Давление изменяется только в зависимости от глубины: каждый 10-метровый слой воды увеличивает давление на 1 атмосферу.

Лимитирующим фактором часто бывает кислород. его обычно не превышает 1% от объема. При повышении темпе­ратуры, обогащении органическим веществом и слабом переме­шивании содержание кислорода в воде уменьшается.

Малая дос­тупность кислорода для организмов связана также с его слабой диффузией (в воде она в тысячи раз меньше, чем в воздухе). Вто­рой лимитирующий фактор – свет. Освещенность быстро умень­шается с глубиной.

В идеально чистых водах свет может прони­кать до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – только на не­сколько сантиметров.

В воде мало теплокровных, или гомойотермных (греч. хомой -одинаковый, термо – тепло), организмов. Это результат двух причин: малое колебание температур и недостаток кислорода. Основной адап­тационный механизм гомойотермии – противостояние неблагопри­ятным температурам.

В воде такие температуры маловероятны, а в глубинных слоях температура практически постоянна (+4°С). Под­держание постоянной температуры тела обязательно связано с ин­тенсивными процессами обмена веществ, что возможно только при хорошей обеспеченности кислородом. В воде таких условий нет. Теплокровные животные водной среды (киты, тюлени, морские ко­тики и др.

) – это бывшие обитатели суши. Их существование невоз­можно без периодической связи с воздушной средой.

Типичные обитатели водной среды имеют переменную темпе­ратуру тела и относятся к группе пойкилотермных (греч. пойкиос – разнообразный). Недостаток кислорода они в какой-то мере компенсируют увеличением соприкосновения органов дыхания с во­дой.

Многие обитатели вод (гидробионты) потребляют кислород через все покровы тела. Часто дыхание сочетается с фильтрационным типом питания, при котором через организм пропускается большое количество воды.

Некоторые организмы в периоды ост­рого недостатка кислорода способны резко замедлять жизнедея­тельность, вплоть до состояния анабиоза (почти полное прекраще­ние обмена веществ).

К высокой плотности воды организмы адаптируются в основном двумя путями. Одни используют ее как опору и находятся в состо­янии свободного парения. Плотность (удельный вес) таких орга­низмов обычно мало отличается от плотности воды.

Этому спо­собствует полное или почти полное отсутствие скелета, наличие выростов, капелек жира в теле или воздушных полостей. Такие организмы объединяются в группу планктона (греч. планктос -блуждающий). Различают растительный (фито-) и животный (зоо-) планктон.

Размеры планктонных организмов обычно невелики. Но на их долю приходится основная масса водных обитателей.

Активно передвигающиеся организмы (пловцы) адаптируются к преодолению высокой плотности воды. Для них характерна продол­говатая форма тела, хорошо развитая мускулатура, наличие струк­тур, уменьшающих трение (слизь, чешуя). В целом же высокая плот­ность воды имеет следствием уменьшение доли скелета в общей массе тела гидробионтов по сравнению с наземными организмами.

В условиях недостатка света или его отсутствия организмы для ориентации используют звук. Он в воде распространяется намного быстрее, чем в воздухе.

Для обнаружения различных препятствий используется отраженный звук по типу эхолокации. Для ориентации используются также запаховые явления (в воде запахи ощущают­ся намного лучше, чем в воздухе).

В глубинах вод многие организ­мы обладают свойством самосвечения (биолюминесценции).

Растения, обитающие в толще воды, используют в процессе фо­тосинтеза наиболее глубоко проникающие в воду голубые, синие и сине-фиолетовые лучи. Соответственно и цвет растений меняется с глубиной от зеленого к бурому и красному.

Адекватно адаптационным механизмам выделяются следующие группы гидробионтов: отмеченный выше планктон – свободнопарящие, нектон (греч. нектос – плавающий) – активно передвига­ющиеся, бентос (греч. бентос – глубина) – обитатели дна, пелагос (греч. пелагос – открытое море) – обитатели водной толщи, нейстон – обитатели верхней пленки воды (часть тела может быть в воде, часть – в воздухе).

Воздействие человека на водную среду проявляется в уменьше­нии прозрачности, изменении химического состава (загрязнении) и температуры (тепловое загрязнение). Следствием этих и других воз­действий является обеднение кислородом, снижение продуктивнос­ти, смены видового состава и другие отклонения от нормы. Подроб­нее эти вопросы рассматриваются в ч. II работы (разд.VII, VII.5).

Наземно-воздушная среда. Эта среда относится к наиболее сложной как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве.

Для нее характерна низкая плотность воздуха, большие колебания температуры (годовые амплитуды до 100°С), высокая подвижность атмосферы.

Лимитирующими факторами чаще всего являются недостаток или избыток тепла и влаги. В отдельных случаях, на­пример под пологом леса, недостаток света.

Большие колебания температуры во времени и ее значительная изменчивость в пространстве, а также хорошая обеспеченность кислородом явились побудительными мотивами для появления организмов с постоянной температурой тела (гомойотермных). Гомойотермия позволила обитателям суши существенно расширить место обитания (ареалы видов), но это неизбежно связано с повы­шенными энергетическими тратами.

Для организмов наземно-воздушной среды типичны три меха­низма адаптации к температурному фактору: физический, хи­мический, поведенческий. Физический осуществляется ре­гулированием теплоотдачи. Факторами ее являются кожные покро­вы, жировые отложения, испарение воды (потовыделение у живот­ных, транспирация у растений).

Этот путь характерен для пойкилотермных и гомойотермных организмов. Химические адаптации базируются на поддержании определенной температуры тела. Это требует интенсивного обмена веществ. Такие адаптации свойствен­ны гомойотермным и лишь частично пойкилотермным организмам.

Поведенческий путь осуществляется посредством выбора орга­низмами предпочтительных положений (открытые солнцу или за­тененные места, разного вида укрытия и т. п.). Он свойственен обеим группам организмов, но пойкилотермным в большей степени.

Рас­тения приспосабливаются к температурному фактору в основном через физические механизмы (покровы, испарение воды) и лишь частично – поведенчески (повороты пластинок листьев относительно солнечных лучей, использование тепла земли и утепляющей роли снежного покрова).

Адаптации к температуре осуществляются также через разме­ры и форму тела организмов. Для уменьшения теплоотдачи выгод­нее крупные размеры (чем крупнее тело, тем меньше его по­верхность на единицу массы, а следовательно, и теплоотдача, и наоборот).

По этой причине одни и те же виды, обитающие в более холодных условиях (на севере), как правило, крупнее тех, которые обитают в более теплом климате. Эта закономерность называется правилом Бергмана. Регулирование температуры осуществляется также через выступающие части тела (ушные раковины, конечно­сти, органы обоняния).

В холодных районах они, как правило, мень­ше по размерам, чем в более теплых (правило Аллена).

О зависимости теплоотдачи от размеров тела можно судить по количеству кислорода, расходуемого при дыхании на единицу массы различными организмами. Оно тем больше, чем меньше размеры животных. Так, на 1 кг массы потребление кислорода (смУчас) со­ставило: лошадь – 220, кролик – 480, крыса -1800, мышь – 4100.

Регулирование водного баланса организмами. У животных различают три механизма: морфологический – через форму тела, покровы; физиологический – посредством высвобождения воды из жиров, белков и углеводов (метаболическая вода), через испа­рение и органы выделения; поведенческий – выбор предпочти­тельного расположения в пространстве.

Растения избегают обезвоживания либо посредством запаса­ния воды в теле и защиты ее от испарения (суккуленты), либо че­рез увеличение доли подземных органов (корневых систем) в об­щем объеме тела.

Уменьшению испарения способствуют также различного рода покровы (волоски, плотная кутикула, восковой на­лет и др.). При избытке воды механизмы ее экономии слабо выра­жены.

Наоборот, некоторые растения способны выделять избыточ­ную воду через листья, в капельно-жидком виде («плач растений»).

Воздействия человека на наземно-воздушную среду и ее обитателей многообразны. Они рассматриваются во второй части работы.

Почвенная среда. Эта среда имеет свойства, сближающие ее с водной и наземно-воздушной средами.

Многие мелкие организмы живут здесь как гидробионты – в поровых скоплениях свободной воды. Как и в водной среде, в почвах невелики колебания температур. Амплитуды их быстро затухают с глубиной. Существенна вероятность дефицита кислорода, осо­бенно при избытке влаги или углекислоты. Сходство с наземно-воздушной средой проявляется через наличие пор, заполненных воз­духом.

К специфическим свойствам, присущим только почве, относит­ся плотное сложение (твердая часть или скелет). В почвах обычно выделяют три фазы (части): твердую, жидкую и газообразную. В. И.

Вернадский почву отнес к биокосным телам, подчеркивая этим большую роль в ее образовании и жизни организмов и продук­тов их жизнедеятельности. Почва- наиболее насыщенная живы­ми организмами часть биосферы (почвенная пленка жизни).

По­этому в ней иногда выделяют четвертую фазу – живую.

Есть основание рассматривать почву как среду, которая играла промежуточную роль при выходе организмов из воды на сушу (М. С. Гиляров). Кроме перечисленных выше свойств, сближаю­щих эти среды, в почве организмы находили защиту от жесткого космического излучения (при отсутствии озонового экрана).

В качестве лимитирующих факторов в почве чаще всего высту­пает недостаток тепла (особенно при вечной мерзлоте), а также недостаток (засушливые условия) или избыток (болота) влаги. Реже лимитирующими бывают недостаток кислорода или избыток угае-кислоты.

Жизнь многих почвенных организмов тесно связана с порами и их размером. Одни организмы в порах свободно передвигаются.

Другие (более крупные организмы) при передвижении в порах из­меняют форму тела по принципу перетекания, например дождевой червь, или уплотняют стенки пор.

Третьи могут передвигаться толь­ко разрыхляя почву или выбрасывая на поверхность образующий ее материал (землерои). Из-за отсутствия света многие почвен­ные организмы лишены органов зрения. Ориентация осуществля­ется с помощью обоняния или других рецепторов.

Воздействия человека проявляются в разрушении почв (эрозии), загрязнении, изменении химических и физических свойств. Эти вопросы рассматриваются в ч. II работы (ra.VIII).

Организмы как среда обитания. С данной средой связан па­разитический и полупаразитический образ жизни. Организмы этих групп получают кондиционированную среду (по температуре, влаж­ности и другим параметрам) и готовую легкоусвояемую пищу.

Ре­зультатом этого является упрощение всех систем и органов, а так­же потеря некоторых из них. Наиболее слабое (лимитирующее) звено в жизни паразитов – возможность потери хозяина. Это неиз­бежно при его смерти.

По этой причине паразиты, как правило, не убивают своего хозяина («разумный паразитизм») и имеют при­способления, увеличивающие вероятность выживания в случае по­тери хозяина.

Основной путь сохранения вида (популяции) в таких условиях – большое число зачатков («закон большого числа яиц») в виде долгосохраняющихся цист, спор и т. п. Это увеличивает ве­роятность встречи с хозяином. Часто используются промежуточ­ные хозяины.

Человек может как увеличивать, так и уменьшать числен­ность паразитов, воздействуя как на среду для организмов-хозяинов, так и непосредственно на последних. Используются различные методы прямого уничтожения или ограничения чис­ленности паразитов.

Вопросы и задания

1. В каких сочетаниях используется термин «среда»? В чем от­личие этих сочетаний?

2. Что понимается под экологическим фактором? Приведите классификации факторов по двум известным Вам принципам. Ка­кие факторы являются наиболее трудными для адаптации к ним организмов?

3. Перечислите общие закономерности действия факторов сре­ды на организмы. Раскройте их сущность и значение.

4. Перечислите среды жизни и наиболее типичные их свойства. Назовите присущие отдельным средам жизни лимитирующие фак­торы, адаптации организмов.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_634_chapter_10_ii.3._sredy_zhizni_i_adaptaii_k_nim_organizmov.html

Тесты по теме:

С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический образ

    1. Предмет и задачи экологии

1.Выберите современное определение экологии:

1) учение о земном жилище, хозяйстве;

2) наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой;

3) фундаментальная комплексная наука о природе, объединяющая основы ряда классических естественных наук;

4) наука об охране окружающей среды.

2.Термин «экология» впервые ввел в науку:

1) Ю.П.Одум;

2) В.И.Вернадский;

3) Э.Геккель;

4) К.Ф.Рулье.

3.Какой метод экологических исследований является основным и позволяет исследователю,по возможности не вмешиваясь в естественный ход событий, судить об истинном характере изучаемого явления:

1) эксперимент;

2) моделирование;

3) наблюдение в искусственных условиях;

4) наблюдения в естественных условиях?

4.Раздел экологии, изучающий взаимодействия особей(организмов) с окружающей средой называется:

1) демэкология;

2) аутэкология;

3) общая экология;

4) синэкология.

5.Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем, называется:

1) медицинская экология;

2) общая экология;

3) аутэкология;

4) синэкология.

6.Раздел экологии, изучающий болезни человека, связанные с загрязнением среды, а также способы их лечения и предупреждения называется:

1) химическая экология;

2) экономическая экология;

3) медицинская экология;

4) общая экология.

7.Один из разделов экологии, изучающий способы получения экологически чистых сельскохозяйственных продуктов без истощения ресурсов пашни и лугов, называется:

1) экономическая экология;

2) медицинская экология;

3) сельскохозяйственная экология;

4) химическая экология.

8.Моделированием экологических процессов занимается:

1) промышленная экология;

2) математическая экология;

3) экономическая экология;

4) химическая экология.

1.2 Организм и среда обитания

1.Автотрофы-это:

1) организмы,требующие для своего роста и развития готовые органические вещества;

2) организмы,самостоятельно продуцирующие органические вещества,необходимые для роста и развития;

3) организмы,питающиеся остатками других организмов или продуктами их жизнедеятельности;

4)организмы,способные питаться различной по происхождению пищей.

2.Гетеротрофные организмы,питающиеся другими организмами или частицами органического вещества и перерабатывающие их в другие формы,называются:

1) консульментами;

2) продуцентами;

3) редуцентами;

4) автотрофами.

3.Фитофаги питаются:

1) мертвыми растительными остатками;

2) живыми растениями;

3) трупами животных;

4) с помощью фотосинтеза.

4.Выбрать определенную экологическую категорию,по типу питания к которой относятся данные организмы:

1 фототроф; А куница лесная;

2 сапротроф; Б сосна обыкновенная;

3 хищник; В дождевой червяк;

4 микротроф Г бурый медведь.

5.Указать характеристику вида,закрепленную генетически,которая является результатом приспособленности к условиям среды обитания:

1) жизненная форма;

2) экологическая ниша;

3) ареал;

4) рождаемость.

6.Указать признак,по которому животные организмы отличаются от растительных:

1) клеточное строение;

2) наличие биополимеров;

3) способность к саморегуляции;

4) питание готовыми органическими веществами.

7.Подберите понятие,которое отвечает определению:”совокупность параметров среды,которые описывают место вида в экосистеме”:

1) трофическая связь;

2) экологическая ниша;

3) трофическая сеть;

4) сукцессия.

1.3 Факторы среды

1. Укажите термин,который отвечает определению:»компоненты неживой природы,которые прямо или опосредованно влияют на организм»:

1) абиотические факторы;

2) биотические факторы;

3) комбинированные факторы;

4) антропогенные факторы.

2.Установить соответствие между видом экологических факторов и эффектом его влияния:

1 биотические; А колебания температуры воды;

2 абиотические; Б внесение гербицидов;

3 антропогенные В изменение численности паразитов

3.Установить соответствие между типами взаимосвязей и организмами:

1 комменсализм; А лось и белка;

2 паразитизм; Б бурый медведь и волк;

3 нейтрализм; В акула и рыба-прилипала;

4 конкуренция; Г росянка и насекомые;

5 хищничество Д человек и аскарида.

4. Антропогенные факторы-это:

1) факторы климатической природы;

2) факторы биологической природы;

3) факторы,вызванные деятельностью человека;

4) особые химические факторы.

5.Оптимальные условия для организма достигаются при интенсивности экологического фактора,наиболее благоприятной для:

1) жизнедеятельности;

2) рождения;

3) размножения;

4) роста организма.

6.Какой фактор является лимитирующим для организмов в наземно-воздушной среде обитания:

1) ограниченное количество кислорода;

2) значительные колебания температуры;

3) состав органического вещества;

4) возможность потери хозяина?

7.Какой фактор является лимитирующим для организмов в водной среде:

1) количество кислорода;

2) значительные колебания температуры;

3) состав органического вещества;

4) возможность потери хозяина?

8.Какой фактор является лимитирующим для организмов в почве:

1) количество кислорода;

2) значительные колебания температуры;

3) влажность;

4) возможность потери хозяина?

9.С какой средой обитания связан паразитический и полупаразитический образ жизни:

1) с водной;

2) с наземно- воздушной;

3) с почвенной;

4) с живым организмом?

10.Какая среда жизни является более однородной:

1) водная;

2) наземно-воздушная;

3) почвенная;

4) живой организм?

11.Установить соответствие между видом животного и отношением к температурному фактору:

Представители Классификация животных

  1. Голубь А Пойкилотермные(холоднокровные)животные

  2. Акула Б Гомойотермные(теплокровные)

  3. Собака

  4. Лягушка

  5. Кит

  6. Ящерица прыткая.

12.Отсутствие скелета или уменьшение его доли в общей массе является приспособлением живых организмов к обитанию:

1) в наземно- воздушной среде; 3) в живом организме;

2) в почве; 4) в водной среде.

13.Определить все возможные отношения к освещенности у растений,у животных:

А Растения 1) светолюбивые;

Б Животные 2) ночные;

3) сумеречные;

4) дневные;

5) тенелюбивые.

14.Гомойотермность(теплокровность)животных и разнообразие форм тела характерны для обитателей:

1) наземно-воздушной среды; 3) живого организма;

2)почвы; 4) водной среды.

15.Редукция, или полное отсутствие системы пищеварения,является приспособлением живых организмов к обитанию:

1) в наземно-воздушной среде; 3) в живом организме;

2) в почве; 4) в водной среде.

16.Из списка экологических факторов выберите те,которые относятся к биотическим:

1) вырубка лесных массивов; 4) хищничество;

2) конкуренция; 5) свет.

3) температура;

17. Установить соответствие между видами экологических факторов и компонентами окружающей среды:

1 биотические; А нефтедобыча;

2 абиотические; Б солевой состав воды;

3 антропогенные В численность фитофагов

18.Определить категорию факторов окружающей среды,к которым следует отнести интродукцию растений,интродукцию животных,внесение удобрений в грунт,мелиорацию:

1) биотические;

2) абиотические;

3) физико-химические;

4) антропогенные.

19.Наиболее вредное влияние на живые организмы может оказать:

1) инфракрасное излучение;

2) излучение в синей части видимого спектра;

3) ультрафиолетовое излучение;

4) излучение в красной части видимого спектра.

20.Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:

1) высокая плотность;

2) низкая плотность;

3) большое количество света;

4) уменьшение освещенности с увеличением глубины;

5) низкое содержание кислорода;

6) обилие воздуха.

21.Наземно-воздушная среда жизни обладает следующими признаками:

1) высокая плотность; 4) мало света;

2) низкая плотность; 5) отсутствие кислорода;

3) много света; 6) обилие воздуха.

22.Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:

1) мало света; 4) обилие углекислого газа;

2) много света; 5) низкая плотность;

3) недостаток кислорода; 6) обилие воздуха.

23.Экологическая ниша организмов определяется:

1) пищевой специализацией;

2) ареалом;

3) физическими параметрами среды;

4) биологическим окружением;

5) всей совокупностью условий существования.

1.4 Экология популяций,сообществ.

1.Популяция-это:

1) организованная группа организмов разных видов,приспособленная к совместному обитанию в пределах определенного пространства;

2) минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида,на протяжении эволюционно длительного времени населяющая определенное пространство,образующая генетическую систему и формирующая собственную экологическую нишу;

3) совокупность особей организмов разных видов,обладающих схожими морфологическими,физиологическими и биохимическими признаками.

2.Совокупность пищевых цепей в экосистеме,соединенных между собой и образующих сложные пищевые взаимодействия,называют:

1) пищевой связью; 3) трофическим уровнем;

2) пищевой сетью; 4) пищевой цепью.

3.Отдельные звенья цепей питания называются:

1) пищевой связью; 3) трофическим уровнем;

2) пищевой сетью; 4) пищевой цепью.

4.Пищевые цепи подразделяют на виды:

1) пастбищные; 4) разложения;

2) детритные; 5)трофические.

3) выедания;

5.Назвать самую малочисленную группу организмов,входящую в состав пищевой цепи выедания(пастбищной):

1) продуценты; 3) консульменты 2-го порядка;

2) консульменты 1-го порядка; 4) консульменты 3-го порядка.

6.Пищевая цепь имеет вид: растение-полевая мышь-ястреб-бактерии.Укажите,какой из организмов в этой пищевой цепи является консульментом 2-го порядка:

1) растение; 3) ястреб;

2) полевая мышь; 4)бактерии.

7.Соотношение численности живых организмов,занимающих разное положение в пищевой цепи называют:

1) пирамидой численности;

2) пирамидой биомассы;

3) пирамидой энергии;

4) пирамидой потребности.

8.Сколько энергии(%) доходит до третьего трофического уровня в приведенной схеме:

Растение- гусеница- синица- ястреб-перепелятник- бактерии?Энергия,поглощенная растениями,составляет 100%:

1) 100%; 3)10%;

2) 1%; 4)0,1%.

9.Взаимодействие некоторых травоядных копытных и микроорганизмов,обитающих в их желудке и кишечнике,-пример:

1) мутуализма; 3) хищничества;

2) конкуренции; 4) паразитизма.

1.5 Экологические системы

1.Укажите компонент наземной экосистемы,на который приходится наибольшая часть биомассы:

1) растения;

2) детрит;

3) животные;

4) бактерии.

2.Вторичная продукция в экосистемах образуется:

1) продуцентами; 3) детритофагами;

2) консульментами; 4) редуцентами.

3.Расположите следующие экосистемы в порядке возрастания их продуктивности:

1) тропические леса; 3) степи;

2) дубравы; 4) арктическая тундра.

ОТВЕТЫ

    1. Предмет и задачи экологии

1)3;2)3;3)4;4)2;5)4;6)3;7)3;8)2.

1.2 Организмы и среда обитания

1)2;2)1;3)2;4)1Б,2В,3А,4-;5)1;6)4;7)2.

1.3 Факторы среды

1)1;2)1В,2А,3Б;3)1В,2Д,3А,4Б,5Г;4)3;5)1;6)2;7)1;8)3;9)4;10)3;11)1Б,2А,3Б,4А,5Б,6А;12)4;13)А-1,5;Б-2,3,4;14)1;15)3;16)2,4;17)1В,2Б,3А;18)4;19)3;20)1,4,5;21)2,3,6;22)1,3,4;23)5

1.4 Экология популяций,сообществ

1)2;2)2;3)3;4)1,2,3,4;5)4;6)3;7)1;8)2;9)1.

1.5 Экологические системы

1)1;2)2;3)4,2,3,1.

Источник: https://infourok.ru/testi-po-teme-ekologiya-3171144.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.